• До 300-летия Кузбасса осталось...

    days
    6
    2
    7
    hours
    1
    0
    minutes
    2
    7
    seconds
    3
    9
  • Это наш общий праздник! 

    Кемеровский район — юбилей Кузбасса в каждый дом!

  • До 75-летия Победы в Великой Отечественной войне осталось...

    days
    2
    0
    4
    hours
    1
    0
    minutes
    2
    7
    seconds
    3
    9

Профилактика насилия в семье

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Материнская любовь не должна:

 Мешать ребенку взрослеть;
 Лишать его самостоятельности;
 Назначать ребенку награду за его беспомощность;
 Заражать ребенка своей тревогой.

Как все это должно выражаться  в каждодневных отношениях с ребенком:

 Позволять ребенку следовать за своим интересом;
 Давать больше пространства и времени для самостоятельной игры;
 Обращать больше внимания на успехи, а не неудачи. Например, бежать к нему быстрее, когда ребенок нарисовал что-то красивое, чем когда он упал и немного ударился.

Отцовская любовь должна:   

 Быть терпеливой и снисходительной;
 Направляться принципами, а не угрозами;
 Дарить ребенку чувство возрастающей собственной силы.

Как все это должно выражаться в каждодневных отношениях с ребенком:

 Спокойно реагировать на промахи и ошибки;
 Добиваться определенного поведения ребенка не силой и угрозами, а правилами и договоренностями;
 Защищать ребенка от внешних угроз;
 Учить ребенка самому «ловить рыбу», вместо того, чтобы этой рыбой кормить;
 Признавать права и способности ребенка. Речь идет не о громких словесных декларациях, а о реальных жизненных действиях. Например: взять ребенка с собой на рыбалку или пригласить к участию в семейном совете;
 Подбадривать и помогать, когда у ребенка что-то не получается или получается, не так как он хочет.

Профилактика насилия над несовершеннолетними.

Насилие над детьми… Это словосочетание вызывает у нас огромное количество отрицательных эмоций, главная из которых – вполне оправданное негодование. При этом в нашем воображении предстаёт образ некоей маргинальной семьи, в которой ребёнка бьют, унижают, не проявляют о нём элементарной заботы. И это, конечно, верно. Как и утверждение, что все слоны серы.

Но, так же верно и то, что не всё, что серое – это слон. И вполне с виду благополучных, достаточно материально обеспеченных, семьях явления насилия над детьми – не редкость. По статистике – около 80% семей в нашей стране являются неблагополучными именно по этому признаку. И всё это потому, что насилие бывает весьма разнообразным и не всегда столь явным, как мы привыкли о нём думать.

Наше законодательство определяет жестокое обращение с детьми, как действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Принято подразделять жестокое обращение на физическое, сексуальное и психическое насилие, а также на отсутствие заботы, т.е. пренебрежение основными потребностями ребенка.

Поговорим подробнее о каждом из вышеперечисленных видов жестокого обращения с несовершеннолетними. Кстати, любому человеку, а особенно работающему в образовательном учреждении, не лишним было бы подумать, не содержат ли и его действия тех или иных признаков насилия.

1. Физическое насилие – это действия  со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

По каким признакам мы можем определить то, что ребёнок стал (или, что ещё хуже, систематически становится) жертвой физического насилия? Своеобразными индикаторами здесь могут стать  задержка развития и малоподвижность ребёнка. Также он может стать агрессивным и тревожным, а может — необычайно  стеснительным и   нелюбопытным. Может начать избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками. У жертвы физического насилия могут появиться  страх физического контакта и боязнь идти домой. А также тики, сосание пальцев, раскачивание и иные неврозы навязчивых движений.

Это что касается изменений в поведении. Но существуют и признаки, которые трудно не заметить невооружённым взглядом. Если у ребёнка появились раны и синяки, на это уже стоит обратить внимание и узнать причину их возникновения. Но если эти повреждения носят систематический характер, появляются одновременно на разных частях тела или имеют особую форму (например, пряжки ремня, ладони, кулака и т.д.) нужно немедленно принимать соответствующие меры. В нашем случае доложить о подобных фактах администрации школы.

Случается, что следы насилия на теле ребёнка остаются в виде ожогов и даже укусов. Что касается ожогов, следует помнить, что топография их может быть различна, но чаще всего они расположены на стопах,
кистях рук, груди или голове. Как правило, это контактные ожоги горячими
металлическими предметами и сигаретами. Причём ожоги от прижигания
сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после их заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр. А  следы от человеческого укуса характеризуются ранами,
расположенными по контуру зубной арки и имеют эллипсовидную форму. Для них  характерно наличие кровоподтеков.

Одним из последствий жестокого обращения может стать и «Синдром тряски ребенка». Он возникает,  когда взрослый,  схватив ребенка за плечи,  сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние или ушиб мозга. Признаками наличия синдрома могут стать кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия — синяки на плечах и груди, схожие по форме с подушечками пальцев и следами ладоней.

2) Психическое насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее  нарушение социализации.

 Оно может выражаться в обвинениях в адрес ребенка, в брани и криках. В  принижении его успехов, унижении его достоинства. В отвержении ребенка и  длительном  лишении  его любви, нежности и заботы со стороны родителей. А это, согласитесь, характерно, как для асоциальных, так и для слишком занятых работой и карьерой родителей. И даже   совершение в присутствии несовершеннолетнего насилия по отношению к супругу и другим детям или причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка также является психическим насилием.

Подобные воздействия могут привести к  задержке в физическом и речевом развитии,  импульсивности, взрывчатости, злости. Ребёнок может стать излишне уступчивым и податливым. Может страдать ночными кошмарами, нарушениями сна, страхами темноты, боязнью людей и их гнева. Также последствиями эмоциональной агрессии могут стать депрессии, печаль,  заторможенность, ощущения беспомощности и безнадежности, что может привести к  попыткам совершения самоубийства, на фоне потери смысла и цели в жизни.

3) Наиболее актуальным для нашего контингента является следующий вид насилия, который можно определить как отсутствие        заботы   о         детях  — т.е. невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании и присмотре. Ребенок при этом фактически оказывается  брошенным, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды и жилища.

Подобное поведение родителей оказывает на ребёнка следующее влияние: он не растет, не набирает необходимого веса или теряет вес, устает, апатичен, имеет отклонения в поведении. Кроме того, ребёнок не имеет положенных в его возрасте прививок, нуждается в услугах зубного врача, отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий дома приводит к плохой гигиене  кожи вплоть до таких запущенных состояний, как педикулез или дистрофия. Здесь, конечно, огромную помощь оказывает медицинский персонал школы.

Также своеобразным индикатором подобной формы насилия является то, что ребёнок не ходит в школу, прогуливает уроки или, наоборот, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно.

4) И, наконец, один из самых страшных видов насилия над несовершеннолетними – насилие сексуальное. Им считается любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Признаками такого воздействия на ребёнка могут быть то, что он обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия. Может сексуально приставать к детям, подросткам и даже взрослым. Ребёнок может жаловаться на зуд, воспаление или боль в области гениталий, а также на другие виды физического нездоровья. И, конечно, самыми явными признаками совершения сексуального насилия являются наличие беременности или болезней, передающихся половым путём.

Что же делать, если были замечены признаки того, что ребёнок стал жертвой насилия? Среди которых, резюмируем, могут быть следы побоев, истязаний и другого физического воздействия;  следы сексуального насилия; запущенное состояние детей (педикулез, кожные заболевания, дистрофия и т.д.); отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними, а также  систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка и лишение его сна.

Доложить о подобных фактах администрации школы, которая будет решать вопрос о направлении информации в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение с детьми и в органы опеки и попечительства — для  решения вопроса о немедленном изъятии ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится.

Конечно, дальнейшее решение этих вопросов будет находиться уже не в компетенции администрации школы. Но такие меры, как посильная помощь ребёнку и профилактические беседы с его родителями, вполне могут быть приняты и в рамках коллектива образовательного учреждения.

И для этого необходимо знать каковы меры ответственности, предусмотренные нашим законодательством в отношении совершивших насилие над несовершеннолетними. Ответственность эта подразделяется на административную, уголовную и гражданско-правовую.

Об административной ответственности нам говорит ст. 5.35 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». «Неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних» влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.  Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статьей, предусматривающих ответственность лиц за различные виды физического и сексуального насилия над детьми, а также  за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Это  ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

В соответствии с гражданско-правовой ответственностью (семейным законодательством) жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для:  лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ) или отобрания  ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст. 77 СК РФ).

Кроме того, сотрудникам образовательного учреждения следует помнить, что дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В нашем образовательном учреждении разработан специальный план мероприятий по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними. В соответствии с ним работа ведётся по четырём направлениям:

1. Организационная деятельность (формирование банка социально-незащищенных семей и учащихся из социально-незащищенных семей, составление социального паспорта школы, мониторинг семей «группы риска» и обсуждение вопросов по профилактике жестокого обращения с детьми на заседаниях профилактической комиссии)

1.  Профилактическая работа с обучающимися (анкетирование  среди обучающихся с целью выявления случаев жестокого обращения; месячник правового воспитания и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; организация встреч обучающихся с инспектором ОПДН, специалистами служб и ведомств профилактики; посещение на дому обучающихся, имеющих проблему в семье; изучение семейных отношений; посещение на дому обучающихся из семей категории «неблагополучные»; ежедневный контроль за посещением обучающимися школы и оперативное принятие мер по выяснению причины пропуска занятий, связанные с применением насилия или давления со стороны родителей на ребенка, контроль за занятостью обучающихся во внеурочное время и индивидуальная работа социального педагога с обучающимися, находящимися в «группе риска»)

1. Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия (включение вопроса «О профилактике насилия над несовершеннолетними» в обсуждение на общешкольном родительском собрании; посещение семей с целью выявления случаев жестокого обращения; наблюдение за семьями и выявление неблагополучия в семье; индивидуально-профилактическая работа с семьями, состоящими на различных видах учета; выявление и учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и работа с опекунами).

1. Защитно-охранная деятельность (создание системы сбора и анализа информации, учета и контроля за решением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; патронаж семей, стоящих на учете в органах ПДН, КДН и на внутришкольном контроле; сотрудничество с КДН, ОПДН МВД, органами опеки в работе с несовершеннолетними, и правонарушений и сотрудничество с медицинскими работниками школы по защите детей от жестокого обращения)

А, значит, от каждого из нас зависит предупреждение насилия над учащимися нашей школы. От нашего внимания, неравнодушия и компетентности.

Комментарии запрещены.