• Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Классным руководителям

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем 

Один мудрый человек сказал:
“Не важно, что ты делаешь, а важно как ты делаешь”.

 Проблема взаимодействия с обучающимися – одна из наиболее актуальных в педагогической деятельности. Личностно-ориентированная модель образования предполагает индивидуализацию обучения, воспитания, межличностного взаимодействия с обучающимися.

Социально – педагогической работа подразумевает социально – педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе, реализации мер социальной помощи и защиты обучающихся, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе, профилактика и противодействие злоупотреблению алкогольных и наркотических веществ, табакокурению, содействию процессу социализации обучающихся в окружающем мире.

 Для этого необходимо глубокое и всестороннее знание о способностях обучающегося, об основных качествах его личности, поэтому взаимодействие педагога-психолога, социального педагога и классного руководителя, в организации работы с классом, на протяжении всего периода обучения, должно быть направлено на:
1. изучение психолого-педагогических особенностей личности обучающихся и ее микросреды;
2. выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;
3. организация посреднической работы между личностью обучающегося и школой, семьей, средой, специалистам различных социальных служб, ведомств и административных органов;
4. выявление неблагополучных обучающихся и помощь в нормализации отношений в классе;
5. социально-экономическая, правовая, психолого-педагогическая поддержка обучающихся, детей – инвалидов, сирот, малоимущих;
6. проведение разноплановых профилактических мероприятий.

Решение этих важных задач возможно лишь совместными усилиями педагогов-психологов, социальных педагогов и классным руководителем класса. В результате совместной работы разрабатываются программы как индивидуального подхода к работе с детьми, так и программы профилактических мероприятий.

Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога, классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Основные направления деятельности социального педагога – работа с социально незащищенными и многодетными семьями, с детьми, находящимися под опекой, с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете и на учете в КДН, организация досуга школьников, профориентационная работа, защита и охрана прав ребенка, координация действий и средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации. В течение года социальным педагогом, классным руководителем проверяется явка на уроке учеников, состоящих на внутришкольном учете. Проводятся обследования жилищно-бытовых условий семей этих учащихся, беседы с родителями.

Традиционно у педагогов возникают сложности с детьми «группы риска». Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и тому подобное.

Факторами риска при этом являются: низкая самооценка, плохая успеваемость, нарушение дисциплины, положительные установки по отношению к психотропным веществам, конфликты в семье, безнадзорность, родители, употребляющие алкоголь, физическое и психологическое насилие в семье, конфликты с педагогами, давление сверстников, жизнь в обществе, способствующем употреблению табака, алкоголя, отсутствие поддержки со стороны общества, нищета и экономическая нестабильность.

Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребенка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.

Алгоритм оказания ребенку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

1 этап — выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
2 этап — координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и социально-психологическими службами, ребенком и его семьей, мы имеем возможность поддержать, показать ему, что он не одинок, укрепить в нем веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребенку — в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

Любая деятельность должна осуществляться с любовью. К кому бы мы не обратились за помощью, все равно все зависит только от нас с вами!

Обсуждение закрыто.