Проведение оценки качества образования предполагает не только выявление методов, процедур и инструментов, обеспечивающих получение данных о состоянии системы образования на школьном уровне, но и реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования в учреждении. В связи с чем актуальной задачей для администрации школы является совершенствование школьных механизмов управления качеством образования.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний обучающихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.
Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.
Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года.
Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация обучающихся 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.
Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).
Кроме того, Россия принимает участие в международных исследованиях оценки качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.
Оценку знаний обучающихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания. Скачать образцы и описания проверочных работ можно по ссылке: Образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР в 2024 году Приказ Рособрнадзора от № «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2024 году» Информационная листовка о Всероссийских проверочных работах | |
Диагностика на платформе РЭШ Российская электронная школа (РЭШ) — https://resh.edu.ru В РЭШ имеется электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности. Ресурс включает следующие составляющие: — Глобальные компетенции — Естественнонаучная грамотность — Креативное мышление — Математическая грамотность — Финансовая грамотность — Читательская грамотность | |
Национальные исследования качества образования (НИКО) Это общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора. Исследования проводятся в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования. | |
PISA (Programme for International Student Assessment) — Международное исследование качества образования – оценка образовательных достижений обучающихся. •Программа исследования осуществляется Международной организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). •Целью международного исследования является оценка способности учащихся 15-летнего возраста, обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. |